Понятия со словосочетанием «подземная дорога»

Связанные понятия

Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Станция глубокого заложения — станция заложенная на такой глубине, при которой она сооружается закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта .
Большинство самых больших и длинных тоннелей в мире используется для водоснабжения или в транспортных целях (автомобильные и железнодорожные тоннели).

Подробнее: Список самых длинных тоннелей мира
Подземная река — река (водный поток), протекающая в пещерах, крупных трещинах, других подземных пустотах, чаще всего в карстовых породах. Одна из крупнейших известных подземных рек — Пуэрто-Принсеса. Иногда к подземным рекам относят подземное течение Хамза.
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Пражский фуникулёр, фуникулёр на Петршине (чеш. Lanová dráha na Petřín) — фуникулёр в центре Праги, проложен по склону Петршинского холма. Путь проложен по дуге. Линия имеет три станции. Обслуживается Транспортным предприятием Праги.
Подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного, коммунального и другого подобного назначения, создаваемые под земной поверхностью, в массивах горных пород.
Тоннель Каммон (яп. 関門鉄道トンネル Каммон тэцудо: тоннэру) — первый тоннель в Японии, проложенный под морским дном. Тоннель проходит под одноимённым проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю.
Квершлаг (нем. Querschlag) — горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающим породам в крест простирания пласта полезного ископаемого. Квершлаг предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (самоходным, рельсовым или конвейерным транспортом), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и так далее.
Водовыпуск — искусственно-системное удаление воды из коллекторов, камер, трубопроводов.
Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метрополитена (метро).
Станция мелкого заложения — станция, заложенная на такой глубине, при которой она сооружается открытым способом.Строительство станций мелкого заложения в большинстве случаев ведётся в открытом котловане, закреплённом расстрелами с помощью типовых конструкций из сборного либо монолитного железобетона.
Кры́тый метромо́ст — терминология, относящаяся к закрытым куполом полуподземным или наземным участкам перегонных тоннелей в метрополитенах, но подразумевающая сразу три типа данных конструкций...
Куньлуньшань суйдао ( 昆仑山隧道 ) — одноколейный железнодорожный тоннель на Цинхай-Тибетской железной дороге, облегчающий преодоление перевала Куньлуньшанькоу (высота 4767 м) в хребте Бокалыктаг (восточная часть системы Куньлунь). Тоннель располагается на высоте 4600 м, длина 1686 м.

Подробнее: Куньлуньский тоннель
Эстака́дный тра́нспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге...
Тоннель Фэнхошань (风火山隧道 , Фэнхошань суйдао — тоннель Ветреного вулкана) — самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире. Фэнхошань находится на Цинхай-Тибетской железной дороге на расстоянии около 350 км от города Голмуд, на высоте 4900 метров над уровнем моря. Длина тоннеля 1338 метров.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Ша́хтная вагоне́тка — откаточный сосуд, предназначенный для транспортирования грузов, людей, различного оборудования по рельсовым путям.
Виа-Мала (нем. Viamala; ретороманский Veia mala — «Плохая дорога») — название узкого моста между долинами Шамс и Домлег швейцарского кантона Граубюнден, по которому течет Нижний Рейн.
Фуникулёр (фр. funiculaire, произв. от лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе. Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Инкерманская железная дорога — первая в Крыму железная дорога, построенная в 1843 году на конной тяге длиной в один километр. Её построил отставной мичман Дмитрий Волохов. Основная задача этой железной дороги — подвоз камня из каменоломни оврага до пристани в Инкерман и для доставки его оттуда морем в Южную бухту.
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Кяриз, кариз, кяхриз (перс. كاريز‎, азерб. kəhriz, каз. кәріз, узб. kariz, тадж. корез), канат (перс. قنات‎, тадж. қанот) — традиционная подземная гидротехническая система в городах и селениях Азербайджана, Средней Азии и Ирана, совмещающая водопровод и систему орошения. Представляет собой подземный канал (глиняная горизонтальная штольня), соединяющий место потребления с водоносным слоем. Кяризы, как правило, имели галерею с поперечным сечением, позволявшим свободно проходить людям, роющим кяриз...
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения.
Даяошань суйдао (кит. 大瑶山隧道) — тоннель находящийся на линии железной дороги Пекин-Гуанчжоу (Цзингуанская дорога) между станциями Лэчан и Пинши в провинции Гуандун. Общая протяжённость составляет 14 295 м, открыт 6 мая 1987 года. На момент открытия «Даяошань» был самым длинным двухпутным тоннелем в Китае, однако по состоянию на начало 2015 года он опустился уже на 14-е место. Среди железнодорожных тоннелей мира Даяошань находится в конце пятого десятка по длине, но на момент открытия он был 13-м...
Дренажно-штольневая система (ДШС) — вид гидротехнических сооружений. ДШС строятся на склонах гор, с целью отвода грунтовых вод и предотвращения оползней. Представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен с наклонным полом, по которому течет отводимая вода. Часто для этого в полу существуют специальные желоба. Сооружают ДШС из бетонных балок, цельного бетона, реже из бетонных труб. В XIX — начале XX века дренажные системы изготавливались из дерева или кирпича. В начале XXI века...
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Экскаваторы подземные — шахтные машины, применяемые при погрузке горной массы в очистных забоях шахт, при погрузке крупнокусковой руды, отличающиеся от других экскаваторов малыми габаритами и металлической конструкцией основных рабочих органов.

Подробнее: Подземный экскаватор
Те́мзенское водопроводное кольцо (англ. Thames Water Ring Main) — система водоснабжения в западной части Большого Лондона, введённая в эксплуатацию в 1994 году.
Железнодорожная платформа, или перрон, — благоустроенная площадка на станциях или пассажирских остановочных пунктах железных дорог между железнодорожными путями для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки. Различают железнодорожные пассажирские платформы, служащие для посадки и высадки пассажиров, для погрузки и выгрузки багажа, почты и т. п., а также грузовые для погрузки, выгрузки, хранения и сортировки грузов.
Тю́бинг (англ. tubing, от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной отделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.
Колонная станция мелкого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на малой глубине.
У термина дерива́ция существуют и другие значения, см. деривация.Дерива́ция (от лат. derivatio — отведение, отклонение) в гидротехнике — отвод воды от русла реки в различных целях по каналу или системе водоводов.

Подробнее: Деривация (гидротехника)
Каирский метрополитен (араб. مترو أنفاق القاهرة‎) — первая в Африке и на Ближнем Востоке система метрополитена. Состоит из 3 линий и 64 станций.
Ко́злы — приспособление для регулирования дорожного движения на городских дорогах без твёрдого покрытия. Оно представляет собой как разновидность дорожного заграждения, так и разновидность искусственной неровности.
Кана́тная доро́га — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.
Вапоре́тто (итал. Vaporetto) — маршрутный теплоход, главный вид общественного транспорта в островной Венеции. Своего рода аналог речного трамвая. Оператором вапоретто является компания ACTV (Azienda Consorzio Trasporti Venezia).
Ушаолин ( 乌鞘岭特长隧道, Wūshāolǐng Tècháng Suìdào) — железнодорожный тоннель в провинции Ганьсу на северо-западе Китая, был наиболее протяжённым (21,05 км) в стране до конца 2007 года. Расположен на Ланьчжоу-Синьцзянской железной дороге, пересекающей горы Ушаолин. После ввода в эксплуатацию тоннеля дорога между Ланьчжоу и Урумчи сократилась на 30,4 км и стала полностью двухпутной.Тоннель представляет собой две параллельные нитки, проложенные на расстоянии 40 м друг от друга. Портал со стороны Ланьчжоу...
Шурф (нем. Schurf) — вертикальная (редко наклонная) горная выработка квадратного, круглого или прямоугольного сечения, небольшой глубины (редко более 20-30 м), проходимая с земной поверхности для разведки полезных ископаемых, при инженерно-геологических изысканиях, для вентиляции, водоотлива, транспортирования материалов, спуска и подъёма людей и для других целей. Площадь поперечного сечения шурфа от 0,8—4 кв. м. Форма поперечного сечения подразделяется на круглое либо прямоугольное, редко квадратное...
Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Загоро́вщина (укр. Загорівщина, Загурівщина) — урочище в Киеве в районе Областной больницы на Лукьяновке (район улицы Пугачёва и спуска Герцена). Не существует официальной расшифровки данного топонима, единственная версия происхождения названия — местность называется Загоровщиной, поскольку находится за тремя летописными горами — за Замковой (Кияницей), Щековицей и Юрковицей (Хоривцей). В летописи 980 года эти места также упомянуты как Капычи, а в 1831 году тут нашли древнюю пещеру, остатки орудий...
Наземная станция — обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, отличительной особенностью которых является расположение непосредственно на поверхности. Существует два типа наземных станций: открытые и крытые.
Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я